СМУТА (сюжетно-деятельностная игра)
«Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего».
Французский историк Марк Блок
Царский двор. Для многих эти слова связаны с хитросплетением тайн и интриг, с коварными придворными и их подлыми поступками. Но нельзя забывать, что деятели, окружавшие царей, являлись, говоря современным языком, элитой общества. На них лежала ответственность за развитие, процветание или упадок царства.
Сто лет назад в нашей стране свергли царя. И начались страшные годы, когда брат убивал брата, когда разрушались города, сёла, монастыри, храмы, когда царило беззаконие, когда смерть собирала свой страшный урожай, умножая число вдов и сирот. Эти события потрясли не только нашу страну, но и весь мир.
К сожалению, те времена стали забываться. Сегодня несложно встретить молодых людей, которые ничего не знают о революции и гражданской войне. Кто-то может назвать только отдельные даты. Некоторые знают имена и события. И лишь единицы стараются подробно изучить жизнь героев того времени. Среди них можно назвать участников конференции «Герои Столетия», которая была организована в рамках II Муниципальных Рождественских чтений в городском поселении Белоозёрский.
Но если мы хотим, чтобы страшные времена не повторились, мы должны говорить с молодёжью не только о конкретных событиях и людях, но и о серьёзных причинах, которые приводят к смутам, к общественным катаклизмам, к многотысячным жертвам и страданиям. И говорить нужно понятно, без занудства и излишней назидательности.
Именно такую цель преследовала сюжетно-деятельностная игра «Смута», которая была организована студией игрового моделирования «ТРОПИНКА» и проводилась в период с декабря 2016 по январь 2017 года.
Игра опиралась на события не столетней, а четырёхсотлетней давности. Перед игрой для членов клубов «Странники» и «Робинзон» был проведён ряд учебных занятий о смутных временах XVII века. В ноябре оба клуба приняли участие в исторической игре «Прокопий Ляпунов» в Зарайске. В декабре посетили оперу «Борис Годунов» в московском театре «Новая опера».
В игре «Смута» наши воспитанники стали боярами – приближёнными царя. И неважно, что у них было сказочное государство Аркония, неважно, что у них были не настоящие крепости, крестьяне и стрельцы, а картонные башни и бумажные карточки, неважно, что на войне они сражались не пищалями и бердышами, а подушками, стоя на бревне, и стреляли не из пушек, а из больших рогаток. Участники игры вполне серьёзно почувствовали ответственность за свои поступки. Здесь были и царские суды, и заговоры против царя, и долгие совещания боярской думы. «Трудно быть царём!» – поделился как-то своими переживаниями Фёдор – избранный царь Арконии. А когда ряд ошибочных политических решений царя привёл к катастрофической ситуации, к смуте – большинство «бояр» отказалось нарушить клятву, которую они приносили царю Фёдору. При том, что переход к новому царю сулил им выгоду! Многие участники игры пережили смуту как свою личную драму. Одна из участниц сказала: «Смута – это когда очень плохо, и не знаешь, как поступить, чтобы не предать свои ценности».
В конце игры образовались две группы. Те, кто перешёл к новому царю, верили, что новый царь принесёт им мир, счастье и благоденствие. Эту мысль они выразили через спектакль, который придумали и показали по итогам игры. Вторая группа согласилась, что новый царь будет заботиться о мире. Только какой ценой? В своём спектакле они показали, что ради этого придётся отказаться от своих ценностей и, в конце концов, от своего суверенитета. А начало всему – отказ от клятвы царю. Другими словами, первая ценность, которая приносится в жертву, – это честность. А смута начинается с предательства своих идеалов и ценностей ради мифической веры в светлое будущее. Так было в нашей стране в XVII веке, в начале XX века и в конце XX века. Так произошло в 2014 году на Украине.
Хочется верить, что опыт, который получили участники игры, поможет им в будущей взрослой жизни.
Рустам МУЛАЕВ,
руководитель студии
игрового моделирования «Тропинка»