Правовая консультация: обязательное медицинское страхование
Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина СЕМЁНОВА ответила на вопросы об обязательном медицинском страховании.
1. Я потеряла полис ОМС. Как получить новый полис или можно восстановить утерянный?
Чтобы восстановить полис ОМС, обратитесь в страховую компанию, которая его Вам выдала.
В случае если Вы не помните, в какой страховой компании были застрахованы, обратитесь в свою поликлинику и узнайте у них, какая страховая компания Вас обслуживает.
Для восстановления полиса Вам потребуется написать заявление об утрате полиса ОМС и предъявить паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования – СНИЛС (при наличии).
После написания заявления, сотрудники страховой компании аннулируют утерянный полис и выдадут временное удостоверение, которое действительно 30 дней. По факту готовности вашего постоянного полиса ОМС страховая компания уведомит вас по телефону, указанному в заявлении.
2. Надо ли мне менять полис ОМС в случае смены места жительства? Из Сергиево-Посадского муниципального района я переехал в г.о.Мытищи.
Поскольку Ваше новое место жительства находится в пределах субъекта Российской Федерации, в котором Вы ранее проживали, то в данном случае менять полис обязательного медицинского страхования не требуется.
Вместе с тем Вам следует сообщить в страховую компанию сведения о новом месте жительства в срок не позднее одного месяца с момента перемены места жительства.
В случае если новым местом жительства является другой субъект Российской Федерации, гражданину следует узнать, есть ли представительство страховой компании в данном субъекте, с которой был заключен договор обязательного медицинского страхования. При отсутствии такой организации следует выбрать новую страховую компанию и заключить с ней договор (п. 3, 4 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
3. Правомерна ли просьба врача купить по списку и принести лекарства для больного, находящегося в стационарном отделении больницы?
В условиях стационара осуществляется бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Лекарственные препараты, не вошедшие в вышеназванный Перечень, предоставляются бесплатно по медицинским показаниям при наличии соответствующего решения медицинской комиссии.
Таким образом, любая попытка медицинских работников заставить или даже просто попросить пациента приобрести те или иные лекарства во время лечения в стационаре является грубейшим нарушением закона.
В таких случаях можно обратиться к главврачу стационара, либо пожаловаться в региональный минздрав по телефону «горячей линии», или в страховую компанию по указанному на полисе ОМС телефону.
Если во время лечения Вам спокойней всё-таки приобрести лекарство за свой счёт и не портить отношения с врачами, то стоит сохранить кассовый и товарный чеки и при выписке написать заявление на имя главного врача с просьбой компенсировать затраты на лекарства. В случае отказа после выписки из стационара можно обратиться в свою страховую компанию с документами о покупке и письменным заявлением о возмещении потраченных средств. К заявлению нужно также приложить выписку из медицинской карты и копию полиса.