ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: О причинах увеличения земельного налога
В последнее время городской прокуратурой отмечается увеличение числа обращений граждан и организаций по вопросам увеличения размера налога за землю.
В связи с этим разъясняем, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Размер уплачиваемого налога зависит от налоговой ставки и налоговой базы.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом.
Какие-либо существенные изменения предельных размеров налоговых ставок законодателем не производились, и в настоящее время они установлены в следующих параметрах:
1) 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Практика установления представительными органами местного самоуправления размеров налоговых ставок также не претерпела существенных изменений.
Увеличение размера земельного налога, как правило, связано с изменением налоговой базы, то есть, кадастровой стоимости земельных участков.
Оценка кадастровой стоимости производится по заказу региональных исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Так, Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014 г. № 12ВР-1489 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Московской области.
Результаты определения кадастровой стоимости в соответствии с нормой ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» могут быть оспорены в суде.
Необходимо также отметить, что, в соответствии с нормой ч. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп инвалидности;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ)
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с законами о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенёсших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Помимо этого, ст. 395 НК РФ предусмотрены налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения различных категорий организаций, а также физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общин таких народов.